Техники борьбы с глупостью. Техника НИЧТО.
М.: А теперь о борьбе с собственной глупостью. Какой-то определённой техники на такой случай у меня нет. Но существуют некоторые подходы к решению данной проблемы. Я перечислю те, которые мне известны и проверены на личном опыте. Рекомендую перепробовать все подходы, а потом скомбинировать их так, как это будет просто, понятно и полезно лично для тебя. Можно, конечно, использовать и какой-то один подход, игнорируя остальные, но это только если ты ощутил сильный внутренний импульс-побуждение так поступать. И можешь твёрдо заявить, что какой-то из этих подходов гармонирует с твоими взглядами до такой степени, что «включает» тебя.
Если не знаешь, что делать — сделай НИЧТО.
Делание пустоты — задача вполне себе дзенская, вроде хлопка одной ладонью. То есть, я ставлю абсурдную задачу, хе-хе. Но не смущайся этим! Надо — значит надо. Ты, наверное, думаешь, что если попытаться в ответ на воздействие раздражителя сделать ничто, то будешь, вероятно, стоять столбом и выглядеть полным дебилом. Да, на первый взгляд… Но я имею в виду не отсутствие действий, а особое внутреннее состояние. Оно чем-то похоже на нейтральное положение коробки передач у автомобиля. Двигатель работает, но колёса не вращаются. Так же в тебе могут бушевать деструктивные эмоции, но ты при этом остаёшься пассивен, эмоции работают вхолостую. Разорвать связь между эмоциями и поведением — что может быть проще для современного человека? Большинство и так ведь живёт с разомкнутым контуром сознания чуть ли не 100% времени.
Давай обсудим на примере, чтобы ты мог понять, о чём речь. Допустим, девушка, которая тебе нравится, начинает высказывать тебе гадости в лицо. Не важно, чего ей надо: возможно, она так пытается самоутвердиться из-за скрытого комплекса неполноценности; а, может, и провоцирует тебя на насилие из-за комплекса жертвы, чтобы потом обидеться и рыдать, как сумасшедшей. Неважно! Речь о тебе. Вот ты слушаешь это и накаляешься, и в какой-то момент понимаешь, что готов ударить её. Подобное действие недопустимо с позиции твоих убеждений, но сдержаться трудно — аффект. Самое время сделать ничто! Шестерни эмоций и поступков расцепляются. Ты стоишь перед ней никакой и не делаешь ничего, какие бы невротические переживания тебя не переполняли. А дальше происходит самое интересное: ты вдруг начинаешь совершать что-то спонтанное. Природа пустоты не терпит! Если ты не контролируешь себя, контроль переходит к разуму твоего тела. И тело решает, например, вынести мусор (это вполне в его духе). Представь, как это выглядит извне: ты молча слушаешь дурочку секунд десять-пятнадцать, а потом молча поворачиваешься спиной и идёшь на кухню к мусорному ведру. И таки выносишь этот мусор на помойку. При этом тебе только и остаётся с изумлением наблюдать за своими действиями и поражаться невероятному внешнему хладнокровию. А с девушкой — всё понятно, у неё от такого поворота событий наступает разрыв шаблона. Потом, когда ты остыл и разобрался в своих чувствах, можно снова вернуться к обсуждению ситуации с девушкой, например, попросить её впредь быть сдержаннее в высказываниях. Вынос мусора тут — замещающее поведение. Оно замещает собой насилие, которое ты едва не совершил. Делать ничто — это и есть способ вызвать у себя замещающее поведение.
Делание ничто — очень важный приём! Именно поэтому его и изучают в первую очередь, когда начинают работать с ментальными процессами. Затверживают назубок, доводят до автоматизма, вызывают по якорю или маркеру состояния, натренировывают до уровня совершенства. Ты должен научиться легко замещать нежелательное поведение. И особенно это важно в экстремальных ситуациях.
Может, ты мне не поверишь, и возразишь, мол, если на тебя идёт психопат с ножом, то ситуация, конечно, экстремальная… но подходящий ли это момент, чтобы выносить мусор?.. Тушка, она — не дура. Не дурнее нас с тобой. Тут ты с большой вероятностью обнаружишь, что бросашь первое, что попалось под руку, в лицо психопату и сразу же кидаешься наутёк с дикими криками: «Пожар! Горим, люди добрые!» А вот что в такой ситуации действительно неуместно, так это переживать обострение комплекса жертвы, паниковать или выплёскивать встречную агрессию с суицидальным
подтекстом… Давай примем за аксиому, что тело лучше, чем ум, знает, что надо делать при внезапном нападении хищника.
Задание: Создай намерение войти в состояние ничто в случае, если тебя жёстко провоцируют на нежелательное поведение. И обязательно попробуй! Даже если ничего экстремального не происходит, попробовать стоит. Проговаривай про себя: «Делаю ничто, делаю ничто, делаю ничто», — и внутренне замирай, дистанцируйся от происходящего. Если после недолгой паузы начинается какое-то спонтанное действие — отлично! Всё получилось. Обрати внимание на ощущения в теле — расслабленные мышцы, чувство тепла, изменения сенсорной чувствительности, изменение чувства веса. Запомни это состояние хорошенько, может ещё где-то пригодиться для калибровки.
Мозаика.
М.: Грех понимается христиантством как некое состояние души. И состояние это — нехорошее, оно сродни болезни. Болезни присущи не только физическому телу, но и душе человека. Болезней души (грехов) много, и они значительно различаются по степени страданий, причиняемых ими душе (некая «тяжесть», опасность заболевания). Как и болезни, грехи могут быть излечимыми и смертельными. Христианство насчитывает семь смертельных болезней души — семь смертных грехов. В качестве средства борьбы с грехами Библия предлагает настойчивость и терпение в ежедневном противостоянии греховным побуждениям. У порога твоего дома лежит грех, ты можешь возобладать над ним. И только так! Возобладать (владеть). Таким образом, борьба с грехами производится на практике постоянным (ежедневным и ежечасным!) усилием по преодолению дурных наклонностей.
Н.: Левит 26:18 «Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши». Будем предполагать, что Господь, само проявление вселенской справедливости, будет наказывать за болезнь?
М.: Не раньше, чем дал человеку силу владеть грехом и велел так и поступать. Наказание за болезнь? Отчего нет? Есть же статья такая, «за распространение…» То есть, конечно, наказывают не за саму болезнь, а за несоблюдение медицинских предписаний, в результате чего могут пострадать другие люди. Тут же, конечно, много зависит от тяжести болезни. Вряд ли тебя посадят за распространение гриппа. А вот за распространение СПИДа…
(Архив, 2007 год)
М.: Девять лет прошло со времени того разговора. И тут такой повод вернуться к теме. Да, ещё и посмотреть на неё с другой стороны: грех — это болезнь, а болезнь — это грех? Если от человека не требуется никаких усилий, ресурсов концентрации, осознанности для того, чтобы противодействовать манипуляции, неврозу, многим болезням, тогда мы несём ответственность за это? И следует ли нам признать, что чувствовать себя несчастным, доводить себя до болезни, позволять кому-то унижать и мучить себя — это грех?
А.: Не припомню еще идеи контроля грехом человека.) Я вообще сторонник того, что человек все делает по своему выбору.
М.: Боже, какое счастливое неведение по поводу пороков человеческой натуры! Я тобой иногда просто восхищаюсь!
Вот смотри, смертный грех — чревоугодие. В религиозной концепции самовосприятия тот, кто переедает, признаёт, что грешен и виновен (за что религии +100). А если проблема обсуждается в светском тоне, а не в религиозном? Мы, весьма вероятно, услышим: «Я хочу есть меньше, но НЕ МОГУ». Можешь, можешь, хватит врать! «Если в доме есть «Докторская» и я попробовал хоть кусочек, то знаю, что уже не смогу остановиться, пока не съем всю палку колбасы до последней крошки!» Несчастная жертва обстоятельств! «А что тут можно поделать, если меня в детстве родители наказывали за то, что без спросу ел вкусненькое? Если это имеет корни в детстве, то всё, уже на всю жизнь!» Вычитав что-то в книге по психологии, вооружить наукоподобными аргументами своих тараканов?.. Хлебом не корми!
И с другими смертными грехами будет та же история: «я не могу сдержаться, я себя не контролирую, это же болезнь, между прочим!» Я не способен — любимая песня невротика. Ты на сами-то грехи посмотри, лень, гордыня, гнев, похоть и т.д. — настоящая энциклопедия неврозов! Вообще, я использую слово «невроз», потому что с самого начала даю объяснения в рациональной манере, как наиболее понятной для всех. А если бы я давала объяснения в этической манере, то называла бы то же самое словом «грех». А в «магическом лексиконе» это определяется словом «глупость».
Трибуна.
Скат: Ты писала: «Можно замочить ребенка совершенно без эмоций». Соглашусь, что можно видеть такую сторону. Но очень любопытно, где же все чувства? Куда их спрятал, когда убивал? Не верю, что внутри не вопило… приглушил? Заколотил достками? Наркотики? Кокаин? Взведен до предела? Ненавижу всё и вся? — такое радостное «бесчувствие». Это, видимо, превалирование рациональности НАСТОЛЬКО, что эмоций чувств и Бога просто не существует в этот момент. Тогда, да, эмоциональность будет почти чиста. …ведь душа вопит, но ее некому слушать.
(Архив, 2007 год)