— О трех парадоксах я уже говорила, Жрица. Напомню?

Во-первых, я называла парадоксом то, что женщина, которая содержит мужчину — его «жертва», «раба». Каким бы странным это не показалось. А что? Кто везет, того и грузят. В наше время дай кому-нибудь что-нибудь, так еще и должен ему останешься. Я вижу причину сложившегося положения в том, что у нас крайне низкая самооценка. А это, в свою очередь, результат атеистического мировоззрения. Нам постоянно нужны знаки внимания, признания собственного превосходства. Человек, не уверенный в себе, не нашедший в жизни своего места, в глубине души часто жаждет обожания. Итак, любой бескорыстный дар большинство людей склонны расценивать как признание своего «величия». От того, кто этот дар преподносит, будут требовать все больше и больше. Раз признал мое превосходство — давай, гни спину. Ощущение, что ты лучше других, оно как наркотик, с каждым разом требуется все большая и большая доза. Делая что-то для другого человека, временами рискуешь получить вместо «спасибо» ярмо на шею. И, самое странное, ведь тот, кто на шее сидит, как правило, в состоянии позаботиться о себе сам. И нередко способен сделать это лучше, чем его «спонсор». Но главное-то не количество денег и благ, главное — сознание, что кто-то безропотно делает это за тебя, значит, ты нужен, значит, ты — главный. Гримасы пустоты, Жрица, все это — гримасы пустоты душевной…

— Парадокс этот образуется из-за того, что люди часто подменяют любовь на жалость. Приблизительно это выглядит так — наркоману можно дать «на дозу» из жалости, и эта доза может оказаться последней… Не дать — потому что любишь — труднее. А ведь люди не переносят, когда их жалеют — они всегда потом стараются забыть то время, когда их так унизительно жалели. Бескорыстный дар — он чаще всего из жалости. Причём милосердие и жалость — это тоже разное, что ты, Маг, об этом думаешь?

— Конечно, с человеком, который готов бесконечно потакать худшим душевным сторонам окружающих, тоже не все в порядке. Как правило, он пытается понравиться либо этому человеку, либо даже самому себе. Зачастую так происходит также из-за низкой самооценки. Но, ты знаешь, это куда меньшая беда, чем стремиться всегда жить за чужой счет. И знаешь почему? Среди нас слишком много тех, кто не выживет без того, чтобы кто-то о нем заботился. И помогать тем, кто сам не в состоянии прокормить себя — обязанность человека, которому Бог дал возможность не только обеспечить себя, но и получить столько благ, что можно уже делиться с окружающими. Каждый человек проходит в своей жизни через такие периоды, когда он полностью зависим от окружающих. Сначала в детстве, потом в периоды болезней, в старости, да мало ли еще! Не перечислишь. Но вот делать это для того, кто и сам должен делать что-то полезное — это, конечно, нехорошо…

Во-вторых, женщине сейчас легче добиться успеха в мужской роли, а мужчине — в женской, лунарной. А вот понимай, как хочешь! Я иногда думаю, что это получается, потому что нам так легче лукавить, играть роли перед собой и окружающими. Чем старше общество, тем больше оно регламентирует поведение индивидуума. Начнем с законов. Их все больше и больше. Помимо основного, у нас еще и масса других, уголовные, гражданские, процессуальные… Потом многочисленные законы специально для транспортников, торговцев, банкиров, моряков… Это еще не все установления, которые мы должны исполнять — есть ведь и законы неписанные. Деловой этикет, светские манеры, религиозные правила. Вот так, после пробуждения сразу и начинается: дома — вежливость, за рулем — ПДД, на службе — деловой этикет и поведение в коллективе… Прибавим еще кое-что: тот, кто стремится к личной безопасности и карьерному продвижению вынужден создавать некий имидж и следовать ему, кроме того многим внушили мысль, что человек должен всегда скрывать свои чувства. Когда же можно побыть самим собой? Да и все ли умеют это? Выходит, что человеку можно остаться непредсказуемым и неразгаданным, если его жизненные стратегии надежно скрывают его подлинную природу. Помнишь, я говорила, что женщина в солярной роли выглядит обманчиво беспомощной и забавной?.. Мужчине в лунной роли тоже легко обвести окружающих вокруг пальца.

— Доля истины в твоих словах есть — но всё же я думаю главнее наличие у человека чистого и сильного энергетического поля. Такие личности харизматичны — они обладают ярко выраженной индивидуальностью, обладают авторитетом и пользуются популярностью — людей тянет к ним как магнитом — а поскольку исполнение законов контролируется людьми, то у людей, не имеющих проблем в общении, не будет и проблем с законом. Даже человеку, обладающему обаянием, гораздо легче решать проблемы в жизни, чем человеку зажатому и закомплексованному.

— Хм, сделать свое энергетическое поле сильным и чистым намного сложнее, чем сменить роль…

В-третьих, я называла парадоксом то, что для нас притягательны сложные и разрушительные пути решения проблем. Каждый человек наделен талантом, а с ним и способностью жить в благополучии, но… без трудностей скучно, слишком все просто, несерьезно. Тут нужно вспомнить, что большую часть своего существования человечество провело страшной борьбе за выживание. Мы сформированы эволюцией, приспособлены к тому, чтобы бегать, прятаться, лазить, плавать… Слишком много поколений выживали благодаря быстрой реакции и силе мускулов! Жизнь людей изменилась быстрее, чем к этому могли приспособиться наши тела. Мы живем в безопасности, нам не угрожают хищники, холод и голод. Теперь для выживания требуются совсем другие качества: стрессоустойчивость, умение быстро принимать решения, таланты к усвоению и обработке информации. Наша жизнь с одной стороны слишком комфортна (чего стоит только рафинированная пища!), с другой — полна депрессий и неврозов. Тяга к экстриму, по-моему, — закономерный итог развития в таком направлении…

— Можно анекдот? Дурацкий, конечно, но очень уж показательный… «Попали во время войны с азиатами к ним в плен трое — русский, американец и француз. Ну анекдот — он же как сказка, ну случилось вот так… Сидели они лет пять — голодно, холодно, издевательства… В конце концов повели их на расстрел, загадывайте, говорят, последнее желание — ну американец и говорит — мне виски и бабу, француз — шампанского и женщину попросил, а русский — пнуть его под заднее место. Не понял азиатский народ такого странного желания, но исполнил — пнули русского хорошенечко — подлетел он на пару метров, приземлился, подскочил к врагам, выхватил оружие, кучу народу положил, и сбежал — и американца с французом прихватил… Бегут они, бегут — и спрашивают его американец с французом — что ж ты такой рембо, и столько лет просидел, промучился? — Да пнуть некому было…»

Может, это просто менталитет такой нашего народа, особенность национального характера?

— Нда… Странный менталитет. Ты во многом права.

Конечно, странностей в нашей жизни намного больше. Расширим список?

Как тебе вот этот парадокс? Мы изобретаем сверхпрочные материалы, а пользуемся в быту одноразовыми предметами. Материалы все прочнее и прочнее, позабавься, а вещи со все меньшим и меньшим сроком службы. Спрашивается, где эти сверхпрочные материалы? Хи-хи… в станках, производящих одноразовые предметы. Меня это забавляет, научно-технический прогресс поставил лучшие свои достижения на службу неживым предметам, а не человеку. Сказать по чести, я несколько консервативна, я предпочитаю надежные, долговечные вещи. А обувь и одежда на один сезон, мебель на несколько лет меня просто раз-дра-жа-ют! Временами появляется ощущение, что живешь в картонном доме и пользуешься бумажными вещами, как будто тебя посадили в упаковку для… ну, не знаю… телевизора, завернули в оберточную бумагу и перевязали бантиком. Может, это симпатично, но ведь упаковка предназначена на выброс, она такова по своей сути — недолговечность и шелуха. Бутафория какая-то! Только не говори мне, Жрица, что долговечное — слишком дорого стоит. Дело не в этом, за десяток дешевых предметов заплатишь больше, чем за один дорогой, с большим сроком службы… Дело же в производителях — они стимулируют спрос. Чем быстрее испортится (или выйдет из моды) вещь, тем быстрее побежишь покупать новую, обеспечивая прибыль изготовителям, продавцам и государству, живущему на налоги. Так кто для кого? Вещи для людей, или люди для вещей?

— Ну да, выражение — у нас нет таких больших денег, для того чтобы покупать дешёвые вещи — мне очень нравится. Ведь так приятно собраться большой семье в красивом доме за хорошо накрытым столом. И сервиз чтобы был старинный, и скатерть бабушкой вышита… Да, есть вещи, у которых век недолог — но важен — как у церковной свечи. Я вижу, когда она горит — свечение вокруг икон усиливается. Я не так категорична, как ты, Маг — и одноразовый стаканчик хорошо на отдыхе, на природе… Просто всякой вещи своё время и место.

— Да ну… Живешь в бутафорском доме и пользуешься бутафорскими предметами. Печально это. Вот подумай, кого такое может устроить? Я думаю — только «человека-кишечника». Помнишь, я говорила — «схватил-потребил-выбросил»?.. Я это имею сейчас ввиду. Знаешь, почему так важно при этом оставаться пустым? Чтоб не привязываться ни к чему. Чтоб корни у человека, не дай Бог, не завелись. А то ведь задумываться начнет о роде, создавать в своем жилище отражение внутренней реальности. А там и до человеколюбия и уважения к чужим ценностям недалеко. Я, вообще, думаю, что вера начинается с чувства принадлежности. Семье, земле, дому, делу… Не привязанность, а готовность вкладывать душу в то, что делаешь, память о том, что тебе открылось в самой себе. Принадлежность — не зацепка, это… мммм… не объяснишь. Уже забываем, слов у нас таких нет почти. Ты меня поняла, Жрица? Давай попробуем порассуждать от противного. Что за вера может быть у человека, который никто и ниоткуда. Перекати-поле. Зачем идти на какие-то затраты, о чем заботиться, чем дорожить? Какая ответственность? Запахнет жаренным — можно просто переехать, сменить работу, мужа, наконец. И все. Пользуйся и не думай о последствиях.

Если человек чувствует потребность в вере, духовной жизни, то первый шаг на пути к этому — путешествие в те места, где родился и вырос. Для того чтобы ощутить свою принадлежность времени, земле, роду. Видящие знают, что именно в тех местах находится «пуповина», привязывающая нас к энергиям земли, питающая нас жизненной силой… Нужно перестать быть безликим членом толпы, одним из миллиона, нужно обрести связь с самим собой. И тогда вдруг обнаруживаешь, что тебе есть во что верить. Дорога к Богу всегда начинается от родного порога. Иногда для этого нужно к нему вернуться…

— Ностальгия — не придуманная игра сходящих с ума людей, которые, живя в гораздо более комфортных условиях, страдают от безделья и придумывают себе «тоску по Родине». Вот только Родина — это не твоя собственная квартира или дом, это другое…

— И что же, по-твоему?

— Родина — это то место, без которого ты не мыслишь своей жизни. Понятие это может растягиваться до размеров страны, когда ты удаляешься на большое расстояние, и сужаться до двора, в котором прошло твоё детство. Родина — это понятие разное для каждого… Как мать — она может быть и никудышней, и образцовой — но любовь к матери безусловна.

— И все же есть у каждого человека особенное место, даже три. Где его зачали, выносили и родили. Только ведь места эти не совпадают, к сожалению… Особая пуповина связывает человека с природными силами, и, как правило, она расположена на не таком уж и большом участке земли. Если бывать там хоть иногда, или представлять себя присутствующим в этом месте — может отступиться болезнь, или пройдет депрессия.

Продолжим перечисление парадоксов?

Вот такое вот забавное наблюдение: в старину, когда люди придерживались религиозного мировоззрения, их знания были вполне практичны и всегда находили применение в жизни. Мы учимся намного дольше (а в будущем срок обучения будет только возрастать), при этом наши знания более абстрактны. В школах и институтах нам преподают скорее мировоззрение и способ мыслить, чем вещи, имеющие практическую пользу. Итак, мы учимся для того, чтобы «стать культурными людьми». Практические знания приходят к нам только после защиты диплома… При всем при этом, многие ли понимают, как устроен процессор или мобильный телефон? Мы и природы электричества пока не постигли! Но пользуемся компьютерами, Интернетом, мобильной связью. Не пытаясь понять. Мы создали искусственную среду вокруг себя, она — непознанное для нас, что-то во что мы верим, о чем сочиняем мифы и с радостью в их пересказываем, как что-то в высшей степени достоверное. А вот Бога мы принялись изучать, как микросхему какую-то… Раньше мир познавали, а в Бога верили. Теперь мы верим в материальность мира, а Бога изучаем экспериментально. Ну, не прелестно? «Диале-е-е-ектика», — как говорит один мой знакомый 13-ти лет.

— Да-а-а, иногда остаётся только удивляться, с каким упорством люди получают одно образование за другим, успевая при этом попутно поучиться на всяческих курсах. Давно известен факт, что мы свой мозг используем в среднем всего на пять процентов. Получив парочку дополнительных образований, мы способны увеличить эту долю на десятую процента. Вера в Бога даёт возможность доступа ко всем тайнам и знаниям Вселенной. Но верить, жить по Заповедям Божьим??? Да нет, проще получить ещё парочку образований — и заняться изучением Бога — «разложим Ангела — хранителя на молекулы»! Работа над собой, жизнь по совести — всё это сложнее, чем получение дополнительного образования. И нам проще выучить парочку учебников, чем одну молитву.

— Еще парадоксик. Люди начали создавать сообщества, чтобы развиваться. Первоначальный смысл социума в том, чтобы поддерживать каждого человека. В идеале — дать человеку культуру. Как заметил великий Песталлоце — коллектив воспитывает, одиночество превращает человека в волка. Однако, чем выше развитие нашего общества, тем более агрессивным оно становится по отношению к личности. СМИ, идеология, образование в высоко развитом социуме начинают лишать человека индивидуальности, творческого начала. А уж с началом процесса глобализации массовая культура стала откровенно оболванивать индивидуума. С младых ногтей. Те же телепузики — внушают малышам на подсознательном уровне такие вещи, что знай об этом родители — пришли бы в ужас. Вот и вышло, что общество, породившее современную культуру, развившее идеи гуманизма, со временем стало чудовищем каким-то, попирающим собственных создателей. Сначала люди учились объединять свои творческие силы, а теперь уже учатся независимости от социума.

— Чем выше уровень духовного развития человека, тем в большей независимости он находится от государства — вот ты можешь представить себе, Маг, что я начну каждый день возмущаться — какие нехорошие у нас политики и т.д. и т.п… А у скольких людей эта тема — любимая для обсуждения — причём каждый день?

— Нет, не представляю… Было бы страшно неинтересно с тобой общаться…

Что касается взаимосвязи между уровнем духовного развития и независимостью от социума. Это двоякая проблема. Люди, нарушающие заповеди, безразличные в собственному и чужому духовному миру, тоже стремятся вырваться из-под власти общества ради вседозволенности и безнаказанности. Так что, наверное, следует разделять стремление освободиться от власти социума и то, для чего эта свобода потом будет использована.

Развитие общества, вообще, изобилует парадоксами. Пока молодое и дерзкое человечество экспериментировало с идеями государственности, превыше всего чтилась мудрость, которую в те времена не слишком отделяли от знания. Вот представь, Жрица, подавляющее большинство людей неграмотно, все знания передаются изустно. Возможность решить какую-либо проблему наилучшим образом, избежав роковых ошибок, давал только жизненный опыт поколений. А у кого его больше? У стариков. К ним и шли за советами в особо сложных вопросах. У них и учились. Почитание возраста всегда выше там, где ниже уровень грамотности. Современность наша такова только благодаря накопленным знаниям. И вот тут-то они и перестают цениться. Они — это и знания, и люди преклонных лет в равной степени. Можно, конечно, возразить, что хорошие мозги в цене всегда. Я отвечу — как курица, несущая золотые яйца, но не как мудрец или учитель. А еще я напомню, какой негативный оттенок имеют в нашем языке слова «интеллигент», «инженер»… Оттеночек-то пренебрежительный, уничижительный. А теперь подумаем, как трудно найти работу человеку за сорок. Знания не столько быстро обогащаются, сколько быстро оказываются опровергнуты! Молодые теперь знают гораздо больше стариков. Да и если не знают — долго ли найти необходимую литературу в магазине или в Интернет? Получается, что общество, созданное благодаря жизненному опыту седовласых мудрецов прежних времен, сделало теперь всех, кому за …, никому не нужным балластом. Что ж, прогрессу чуждо чувство благодарности.

— Этот парадокс рождён опять же неверием и непониманием истинных ценностей — это невозможность различить ум и мудрость. Для многих эти слова — синонимы. Мудрость приходит к тем, кто осознаёт, что знания находятся внутри каждого человека — их нужно научиться освобождать и пользоваться ими. Попытки же добыть информацию другими способами жалки по сравнению с этим. Человек знает всё — попробуйте вместо того, чтобы искать какую-либо информацию в Интернете, спросить себя и услышать ответ.

…Если вы этому научитесь — никогда не будете балластом.

— А вот еще наблюдение. С усложнением социума, казалось бы, должно было возрасти число социальных ролей, да и усложниться они должны были бы намного. Ан нет! Мы теперь имеем дело с такой вещью, как невостребованность. Вот представь себе, Жрица, человека, очень трудолюбивого, знающего специалиста в своей области, талантливого профессионала, думающего в первую очередь о деле, а не о своем благополучии. Как ты думаешь, успех этому человеку гарантирован? Как бы не так! Почти наверняка выяснится, что гораздо большего добился человек, который ему в подметки не годится. Так что знания, талант — это ничто без востребованности. Обществу на определенном этапе его существования требуются люди с определенными личными качествами. Вот они-то и становятся «любимчиками» социума, успех сам идет к ним в руки. Они на гребне волны, на пике моды. А другие… Что им, встать на людном перекрестке и кричать «Я хороший»? Ну, ладно, семья это знает, друзья… Действительно, хороший, но …не нужный, не актуальный. А вот родись он на 50 лет раньше или позже, кто знает, как бы оно сложилось. Вот если будешь смотреть МузТВ, вспомни этот разговор… Развитое общество порождает диктат моды во всем, включая политику, науку, бизнес. И часто это происходит в ущерб здравому смыслу и хорошему вкусу. От общества, достигшего прогресса, можно было ожидать большего разнообразия средств для самовыражения. Нет же. Носим одежду одинаковых фасонов, слушаем одни и те же хиты, в общем, ходим строем, и нам это нравится. Мода!

— У меня такое ощущение, что каждый парадокс имеет один и тот же корень — неверие. И ещё отсутствие духовного развития. Нет, конечно, и человек верующий и высокодуховно развитый может надеть вещь от Kenzo — только вот отношение к этому будет другое. Ты знаешь, я думаю что-то в этом парадоксе не так — по-настоящему занимающийся самосовершенствованием человек, умеющий общаться, любить, дружить — ну как он может не быть востребован?

— И много ли их, по-настоящему занимающихся самосовершенствованием? Они погоды в обществе не делают. Да и у них с востребованностью не все в порядке — Бог бьет тех, кого любит…

Что же касается неверия, как причины болезней общества… Да, я не оговорилась, все это не просто парадоксы, а болезни общества! Так вот, мне кажется, что прийти к вере все это мешает. То есть сбрось с себя болезненную роль, навязанную обществом — и верить будет легко. То есть я считаю, что неверие не причина, а последствие развития общества, идущего не в том направлении.

Продолжу? Люблю щеголять парадоксами! Меня очаровывает наша любовь к сенсациям. Вот если бы она не была такой нездоровой… Например, прямо перед вами приземляется летающая тарелка, из нее выходят зеленые человечки. Сенсация? Ничуть не бывало! Большинство людей не станут заострять на этом внимание. Посудачат немного о метеозондах или съемках фильмов — и все. Им не докажешь, что все это «по правде». И распространяться об этом никто не станет — кому охота прослыть психом? Никому. Мир просто переполнен удивительным, но мы не умеем это видеть, зато умеем внушать себе «показалось», «да, ерунда», «кто-то дурит людям головы»… Итак, есть вещи, которые являются тайнами по своей сути — никто не торопится их узнать, никто не станет о них распространяться. Но… сенсации мы любим! И у нас их хоть отбавляй. Весь фокус в том, что тот, кто зарабатывает деньги на сенсациях, хорошо знает, что люди поверят в то, что им хочется услышать; если такого не происходит — то надо это придумать. Подлинные чудеса и шокирующие события мы стыдливо не замечаем. Мне кажется, что даже если к нам вторгнутся какие-нибудь инопланетяне, мы и тут попытаемся сделать вид, что все в полном порядке. Если кто-то попытается бить в набат, чтобы предупредить людей об этой угрозе, то он породит сенсацию мелкого масштаба: «…свидетели не смогли разобраться, о чем вещал тот сумасшедший, залезший на колокольню, но все были возмущены тем, что по улицам ходят психически больные люди и смущают покой сограждан. И кто ответит за то, что карета «Скорой помощи» прибыла на место так поздно? К счастью спасатели быстро сняли человека с колокольни, никто не пострадал. Пока нам не известно, собирался ли этот человек спрыгивать с большой высоты, чтобы покончить с собой, или хотел предъявить какие-либо требования». Настоящее же чудо не даст нам никакого удовлетворения — над этой информацией не позлорадствуешь…

— Я думаю, и я тоже напрягаюсь — как бы не очутиться на месте того сумасшедшего, если начать рассказывать о своих встречах с неземными цивилизациями. Могу поделиться не подробностями, а тем, что больше всего удивило. Они и мы — очень разные. Не могу сказать, что они умнее или мудрее нас, те возможности, которыми они обладают — да, у нас много нет, но и они во многом отстают т нас. В общем, своего рода компенсация — у нас это есть, а у них то… Единственное, в чём превзошли они нас — теснее общаются с тонким планом, например, быть для нас невидимыми — для них пара пустяков. У них это даже животные могут.

Да, да — у них тот же Бог, что и у нас. Не только все нации, религии, страны и континенты равны перед Богом, но и инопланетные существа также. Поэтому общаться мы можем с ними через тонкий план — но, к сожалению, сами они не так часто бывают у нас в гостях, хотя мы здесь имеем достаточно их своего рода «слуг», которые присматривают за нами и производят «чистку» от всяческой грязи и нечисти, которая может навредить и им. Т.е. следят за допустимыми пределами. Чаще всего это происходит, когда люди выезжают за город. Именно в момент пересечения границы города начинается «чистка». «Слуги» эти что-то среднее между животными-роботами, т.е. они не обладают большим разумом или интеллектом, а чётко знают свою самую важную функцию — «очистки».

— А что ты скажешь о нашем нежелании замечать все, что угрожает мировоззрению?

— О-о-о-о!!! Для меня это — одна из самых важных проблем в моей жизни — с ней я сталкиваюсь постоянно. Большинство людей, побывав у меня на приёме, приходят вновь через полгода — не раньше. С тем же самым, с чем приходили в первый раз. Только получив очевидные доказательства того, о чём их предупреждал Ангел-хранитель, они готовы поработать над собой — но, как правило, к этому времени задачи ещё больше усложняются — ну нет! Я на такое не согласен (согласна) — и опять, до нового витка. Нет, есть люди, которые приходят настолько созревшими, что меняют свою жизнь после прихода ко мне в течение трех — четырёх дней…

— Когда что-то угрожает мировоззрению, мы «слепнем». Может, мировоззрение виновато? Наше представление о мире стало очень сложным, и даже кое в чем противоречивым, оно лишено единства. Это — «болезнь роста» цивилизации, очевидное все чаще стало отходить на второй план или подменяться представлениями, полученными во время обучения. Картина мира слишком сложна, а нас приучают все разлаживать по полочкам, давать всему определения, сверять с накопленными знаниями. Немудрено запутаться, а потом и научиться «подтасовывать» факты, чтобы упростить процесс принятия решений. Кроме того, громоздкая система знаний очень инертна, иногда от одной ма-а-а-аленькой поправки она может рухнуть, и выяснится, что картину мира придется собирать заново, что все наши прежние знания никуда не годятся. Чем больше знаний о мире мы накапливаем, тем более разрушительными оказываются «революции» такого рода. Вот и приходится не замечать одного и придумывать другое.

Еще пример. Прежде людям приходилось заботиться об удовлетворении своих потребностей самим и обходиться при этом буквально подручными средствами. Тут уж нужен был в какой-то мере творческий подход. Да и навыки. Теперь общество, «изобретшее» специализацию превратило удовлетворение потребностей в процесс купли-продажи. Все, что нам нужно, мы обнаруживаем в перечне товаров и предоставляемых услуг. Мы разучились понимать свои потребности! Не последнюю роль здесь сыграла и реклама. Теперь, если мы хотим обогатить свою жизнь чем-либо, мы зависим от того, кто нам это предоставляет. И от его оценки свойств товара/услуги. Мы просто не знаем, что радость дружеского общения, обещанная рекламой элитного сорта чая, одним только процессом чаепития нам не гарантируется. Я упрощаю, конечно… Реклама всегда «скрещивала» потребности психологические и материальные. А в продаже оказывался только товар, а не сопутствующий ему образ счастливого человека, окруженного друзьями и заботой дорогих ему людей. В погоне за мечтой, мы не всегда отдаем себе отчет в том, что же за чувство неудовлетворенности нами движет. Когда мы получаем то, к чему стремились, то можем обнаружить, что душевное состояние от этого не изменилось, мы по-прежнему неудовлетворены. Особенно часто так происходит, когда общество ориентировано на создание и потребление материальных благ, но забывает при этом о благах душевных. Обычный случай — не приученные искать пищу духовную, мы тем не менее страдаем от духовного голода, и не отдаем себе отчета в том, что стремясь к очередной прихоти мы «хватаемся» не за то, что может этот голод удовлетворить. Тем горше разочарование.

Получается такая странность, Жрица: хочу пока не имею, когда получаю — разочаровываюсь.

— Ожидание слишком часто бывает приятнее достигаемой цели. Очень часто это происходит, потому что мы неправильно представляем то, что может произойти с нами после достижения цели — например — хотел стать знаменитым — стал. И представление об этом было — например, у мужчины — много женщин, обожания, денег и т.п. Но очень быстро выясняется, что не это в жизни главное… В связи с этим парадоксом я хочу написать про привороты. Достаточное количество людей прибегает к этой страшной услуге — ведь отчаяние, с которым они не могут справиться, часто заставляет их думать, что Бог несправедлив, и они на самом деле лучше знают, что им нужно. Вот и идут к людям, которые давно продали свою душу дьяволу — идут продавать свою — им кажется, что главное — сохранить любовь. Только вот не понимают они, что сохранить любовь или власть над человеком — это разные понятия. Но ведь так легко оправдать — цель оправдывает средства — ведь любимый не понимает, что он будет гораздо счастливее с ней, а с другой несчастлив — и только она знает , как ему будет лучше… Так ломаются жизни, судьбы, разрушается любовь… Как-то у одной девочки, которая пришла ко мне узнать, не занимаюсь ли я приворотами, я спросила — а как ты будешь себя ощущать, если тебя приворожит глупый прыщавый мальчишка из соседнего подъезда? Ведь его мало волнует, что у тебя чудесные отношения с таким замечательным молодым человеком, которого ты так боишься потерять. Он на самом деле очень сильно и искренне в тебя влюблён — и почему он не имеет права решить твою судьбу?

— Она передумала?

— Не думаю — часто такие люди становятся практически одержимыми — и им на всех наплевать, они готовы умереть, чтобы быть рядом с тем, кого, как они считают «любят» — ведь прежде всего они думают о себе — это из той «оперы» — не будешь со мной — я повешусь (отравлюсь, сброшусь с десятого этажа и т.д.) — вот тогда ты поймёшь, что потерял…

-А вот еще странность. Общество развивается, потребление растет, а все при этом живут с ощущением «раньше солнце было ярче и девушки красивее». Что за дикость? Если бы жизнь на самом деле становилась все хуже и хуже — то мы бы уже давно поумирали со страшными хрипами. Нет же, современность мы ругаем, она проигрывает в сравнении с прошлыми временами. Мне иногда кажется, что так в нас «прорывается» знание о тонком мире. Что-то мы все чувствуем, но не умеем увидеть и понять. Мир этот совершеннее физического, некое представление о хорошей жизни и хорошем мире в нас дремлет. Но… мы слишком материалисты, вот и помещаем это знание в личное прошлое — где-то же оно должно находиться. Если отрицаешь существование тонкого мира, то воспоминания — единственное место, которое подойдет для этой цели.

— Сколько в мире опыта жизни людей без религии? Ну-у-у, скажем — советское время,… и всё. Те, кто приходят к власти и пытаются избавиться от религии в государстве — пытаются создать свою. Человечество пронизано этими знаниями как тонкими нитями — и мир тот, другой, — тонкий. Что же наш-то тогда — толстый? Нет, скорее толстокожий — может ещё толстоаурный или ещё как-нибудь — но мало кто по-настоящему может уловить ту ниточку, которая свяжет его с тонким миром — и не только уловить, но и удержать…

— А было бы невредно…

В нашем обществе такая интересная вещь появилась — контркультура. Это вполне естественно, чем выше развитие, тем сильнее слоится социум, образует все больше социальных групп и субкультур. Внутри своей группы люди спорят, учатся друг у друга, проявляют достаточную терпимость. Но совсем не так, если идет речь о контакте с представителем другой группы! Тут часто возникает откровенная враждебность. (Хи-хи, как между эзотериками и учеными… Нет, ты только подумай, мы с тобой представительницы контркультуры…) Никто не проявляет готовности искать компромисс, только отрицание, даже если точка зрения оппонента совсем незнакома, а ведь могли бы выяснить, что имеют немало точек соприкосновения. Вот и получается: «согласись со мной во всем, тогда я выслушаю твою точку зрения». Абсурд ведь! Если во всем соглашаешься, то велика ли ценность твоей точки зрения для меня? Что нового и полезного я от тебя узнаю? Группы энтузиастов в какой-либо области начинают «вариться в собственном соку». И само направление вырождается, постепенно сходит на нет. Мы многое теряем от этого, ведь получи первоначальные идеи достойное развитие — кто знает, как обогатили бы они человечество!

— Так ты, Маг, считаешь что эзотерика — контркультура? И нам противостоит вся учёная братия, которая себя считает тоже контркультурой?

— Скорее, эзотерика — это контркультура. А ученые — официальная культура. Ну, знаешь, как будто им кто-то лицензию выдал на единоличное право всем объяснять что правильно, а что нет.

— …………………

— Вот еще кое-что необычное: сделай остановку — дальше продвинешься. Работает ведь! Чем не парадокс? Может, темпы нашей жизни давно превышают наши возможности? Куда мы торопимся, что лучше — быстрое решение или обдуманное решение? В современном динамичном мире мы привыкли выбирать первое. Но зачастую это — долгий путь. Второпях делаем что-то, сталкиваемся со сложностями, боремся с ними, побеждаем их, рапортуем о том, что придуман новый способ решения проблем. Не пора ли нам учиться жить в соответствии со своими природными ритмами? Делать все в комфортном для нас темпе?

Я веду речь о том, что мы не уделяем должного внимания работе собственного подсознания, не даем ему времени на то, чтобы поразмыслить и «сообщить» нам, какое решение будет наилучшим. Человек, освоивший это искусство, становится в своем бизнесе пророком! Да — времени на обдумывание потребуется больше, зато дело будет делаться быстрее, и по срокам такой человек выиграет, он ведь смотрит в будущее.

— А как определить срок, необходимый для принятия верного решения? Ведь у каждого он индивидуален — и есть такие, которые его принимают очень быстро, а кто-то над аналогичной проблемой будет «биться» не одну неделю.

— Жрица, я недаром говорила о «комфортном» темпе…

— Много ли людей, способных грамотно определить этот срок? Может, подскажешь как?

— При чем тут грамотность? Мы ведь торопимся что-то делать, отдаемся судорожной спешке, совершаем нелепые рывки. Нужно приступать к действиям, когда мысли уже созрели во времени, ну… не знаю, как плоды на дереве, наверное. Я считаю, что мы готовы к принятию решения тогда, когда оно нам начало нравиться. Когда сама мысль о том, чем начнешь заниматься, уже доставляет удовольствие…

— …..добавишь что-нибудь?…….

— Хочу предложить твоему вниманию, Жрица, еще один парадокс: чем больше стараешься — тем хуже получается. Почему? Как мне кажется, в нашем обществе рациональное и практичное стали слишком редко совмещаться. Стараться что-либо сделать — означает быть как можно более рациональным, иными словами мобилизует резервы лишь одного из полушарий. Для нас хорошо — означает логично. Но так ли оно и есть на самом деле? Воображение, фантазия — отличная помощь в любом деле, необязательно изображать из себя робота. Да и получится ли из нас машина? Рациональность не дает гарантий решения проблем, мы напрасно сделали ее единственным способом принятия решений… У нас сформировалось что-то вроде фобии ко всему, что выходит за рамки гипертрофированной рациональности. А ведь доступы ко многим нашим внутренним ресурсам лежат как раз за этими рамками.

Но я, конечно, здорово все это упростила. Есть ведь и еще один эффект. Например, кладем на землю веревку и без труда проходим по ней, ни разу не оступившись. Поднимаем ее на метр от земли и натягиваем. Много ли людей, за исключением канатоходцев, смогут пройти по ней? Нам мешает страх падения. Физически мы способны на это действие, а психологически — нет. Прекрасной иллюстрацией к этому может быть поведение лунатиков. Мне пришлось, Жрица, стать свидетельницей такого происшествия: десятилетняя девочка-сомнамбула поднялась с постели, встала на стул, а с него шагнула на полочку для косметики, висящую на стене. Это была просто тоненькая и узкая полоска пластика, которая со всей очевидностью не могла выдержать вес человеческого тела. Она слегка прогнулась… и выдержала. Или вот: в детстве мы с подружками играли в игру «панночка помре». Выключали свет (или задергивали шторы для создания полумрака), одна из нас укладывалась на пол и полностью расслаблялась, остальные окружали ее и начинали тихонько бормотать специальные слова. Сейчас уже не вспомню… Про то, что панночка умерла, а вокруг нее собрались близкие и стали готовить к похоронам, потом прощаются с ней (от первого лица), потом имитируют похоронное шествие. Тут двое девочек кончиками пальцев прикасались одна к голове, другая — к ступням «панночки» и без труда поднимали негнущееся тело. Обносили его по кругу и возвращали на место. Какой же нелепой кажется наша неспособность пройти по веревке, чуть приподнятой над поверхностью земли в сравнении с этим! Разница в том, что в одном случае присутствует контроль сознания, а в других — нет. Наш повседневный ум кажется бестолковым подмастерьем, учеником мага, который, пользуясь отсутствием старшего, ставит дурацкие и бессмысленные опыты в его мастерской. И яростно отстаивает точку зрения, что без него все пойдет прахом, только он может направить процесс в нужное русло. Прибавь к этому склонность все рационализировать — и получаешь диктат сумасшедшего недоучки. Ты называла научный подход к знанию безумием. Знаешь, временами я очень близка к тому, чтобы с тобой согласиться…

А как тебе нравится выражение, Жрица: хорошо там, где нас нет? Это что-то сродни «раньше все было лучше», но окрашено завистью к чужой жизни.

Это все не так любопытно, как то, что это сочетается с убежденностью, что ничего плохого с человеком произойти не может. Все, наверное, сталкивались с этим, так или иначе. Например, человек, впервые пробующий наркотик, прекрасно знает о возникновении зависимости, но обязательно думает, что так происходит с другими, а он не втянется… Тот, кто решил сыграть на деньги тоже прекрасно понимает, что это — большой риск, но думает, что уж он-то сможет остановиться, это другие проигрывают свои деньги, а потом и чужие. Примеров — сколько угодно. Даже не буду тратить на них время.

И что же получается? Хорошая жизнь — у других, а плохого не может случиться со мной…

Тут, по-моему, в нас говорит тяга к справедливости. Ах, этот сияющий кумир, знамя дураков! Завороженные этим гибельным светом люди так легко превращаются в стадо баранов, ведомое на бойню. И то, как большинство понимает справедливость? Как наказание для недругов и награду для себя, многострадальных. И приходит ли им в голову, что наказан можешь при этом быть сам за малодушие, за давно забытые грехи, которые научился не вспоминать, а если и вспоминаешь — для того, чтобы придумать оправдание и обвинить во всем других. Ох, не зря Иисус предостерегал от того, чтобы требовать у Бога справедливого суда… Давай подумаем, Жрица, а как бы оно было по справедливости? Ребенок причинял матери страдания во время родов — наказывать новорожденного? Бог, к счастью, не справедлив, а милосерден. Следование справедливости ведет к смерти, а милосердию — к жизни. Подумай, Жрица, справедливо ли, что за грехи людские страдал Сын Божий? И что нужно было бы сделать по справедливости с людьми, Его распявшими?

— ………комментарий………

— Хочешь еще один парадокс, напоследок? То, что сделает дурак — умному в голову не придет. Слышала, не помню где, «глупость — это такой ум». И полностью согласна с таким утверждением. Знаешь, что я тебе скажу? Везет им, дуракам. У умных так не получается. Я уже обмолвилась, что повседневный ум не так уж хорош, как сам себе мнит. Часто он откровенно вредит человеку. Дурак, по-моему, тот, чей ум не настолько силен, чтобы повредить человеку всерьез, или же тот, у кого глубокая инстинктивная жизнь так сильна, что в состоянии противодействовать уму. Впрочем, любому человеку время от времени приходится оказываться в «дурацком» положении. Был один интересный эксперимент: людям, ничего не знающим о фондовом рынке предложили по своему усмотрению распорядиться некоторыми ценными бумагами. По своему усмотрению — значит наобум. И что ты думаешь, они все сделали неправильно, эксперты только посмеялись, но при этом заработали на своих операциях гораздо больше денег, чем профессионалы. Но, как только испытуемые начали понимать законы фондового рынка — удача сразу же покинула их…

Ты, конечно, можешь возразить мне, что знаешь массу людей, которые, ошибаясь в простейших расчетах, теряли деньги и собственность. Что я могу на это ответить — «ум — это такая дурость»…

— Я для себя это легко объясняю — пока лезешь напролом, не понимая куда — не испытываешь страха. Страхи разрушающе действуют на удачу — да разве могла бы я так влезть в бизнес, понимая на самом деле «что это этакое и с чем его едят» — нет, ни за что — потому что вот теперь я знаю, сколько может возникнуть проблем — а когда нет страхов, не чувствуешь и такой ответственности. И рисковать проще — а кто рискует — тот и выигрывает.