Субличность «Зазнайка».

Это довольно типичная болезнь западной культуры. Так что подробностей можно рассмотреть намного больше.
Качество, на котором зациклен «зазнайка», на самом деле вовсе не показывает его исключительность. Надо отдавать себе отчет в том, что такие гипертрофированные возможности всегда появляются у человека, как компенсация его слабых мест и уязвимости. Субличности в моем примере с «траханьем мозгов» кажется, что эта способность выдающаяся, доказательство превосходства. Но, если разобраться, этот талант внедрения в чужой ум полезных для индивида убеждений просто дал возможность как-то справиться с комплексами по поводу слабой мускулатуры, недостаточной привлекательности, незначимости для окружающих и отсутствия классной машины, кстати. Одна из проблем западного воспитания в том, что оно не создает баланса между чувством собственного достоинства и личной скромностью, как это бывает в странах с буддийской культурой, например. Проблема плоская как медаль: на одной стороне комплекс неполноценности, на другой — гордыня и высокомерие, а шансов найти золотую середину не больше, чему у монеты встать на ребро. Качество человека, развивающееся как компенсация, помогает выжить и решить самые насущные проблемы личности. И благодаря этому становится сверхценным. Человек начинает носиться с ним, как с писанной торбой, старается усилить его и доводит до гипертрофированного уровня. Часто при этом за счет сворачивания каких-то других возможностей. А другие-то возможности — небогаты и без этого, а тут оскудевают еще больше, следовательно их надо компенсировать еще чаще, а качество из сверхценного становится суперсверхценным. В результате человек и себя самого начинает видеть сильно по-другому, не как бывшего неудачника и задрота, а как обладателя «божественной силы». Но это обожествляемое свойство собственной личности — не проявление индивидуальности, это гибельная спираль, сужающаяся с каждым витком, поглощающая человека целиком, как только он перестает сопротивляться. Еще один пример: мальчишка из небогатой семьи не может конкурировать со своими ровесниками из более обеспеченного слоя общества, у него по-любому не будет мобильного, как у них, такой же одежды и т.п. В качестве компенсации он может, например, усиленно заниматься спортом. С годами это перерастает в презрение ко всем слабакам и издевательства над ними. Но чтобы продолжать наращивать свои спортивные достижения ему придется отказаться от очень многого, скажем, от усердной учебы, веселых компаний и т.д. Спорт будет вытеснять из его жизни увлечения, профессиональное становление и много всего другого, мешающего строгому режиму тренировок и специальной диете. И с виду все может казаться благополучным: призовые деньги, спортивная карьера, девочки, опять же, кипятком писают… Но куда может привести сужающаяся спираль? Обнаружить в тридцать лет, что теперь — только тренерская работа, если повезет; последствия спортивных травм, разорванные связи с родней, разбитые иллюзии; цироз печени от допинга. И слабость. И, как следствие — презрение и ненависть к себе, потому что слабаков всю жизнь ненавидел. А чем это-то компенсировать?.. И будущее «внедрителя убеждений и подмен понятий» — такое же. Однажды придется обнаружить, что нет работы и семьи, а деньги удается получать только от обманутых людей. А без этого и кушать-то нечего. И гордая красавица, заполучившая первые морщины и провисающую грудь — тоже в таком положении. И какой-нибудь высокомерный чувак из «золотой молодежи» после того, как теряет поддержку родителей… Да мало ли таких.
Я попыталась проиллюстрировать вам следующую мысль: иногда идеальный способ решить проблему зазнайства — это устранение комплекса неполноценности. А лучший способ привести в чувство чванливого человека — похвалить какое-то другое его качество, не то, которым он привык гордиться…

СамкаБукваря.

Источник: Тема на форуме.

Статья о субличностях на БуратиноWiki.

Будут так же полезны темы:

Практика работы с субличностью.

Субличности.

Субличность «Ревнивец».